Дело о проверке конституционности изменений в закон о ФСБ (июнь 2014)

Дело о проверке конституционности изменений в закон о ФСБ (июнь 2014)

Краткое описание дела

После того, как в отдельные положения ФЗ о ФСБ были внесены изменения, у ряда депутатов Государственной Думы РФ возникли сомнения по поводу их конституционности. Проект соответствующего запроса в КС РФ по просьбе депутатов подготовили юристы коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры».

В проекте запроса был поставлен вопрос о конституционности п. «и» ч. 1 ст. 13 ФЗ о ФСБ в редакции ФЗ РФ от 5 мая 2014 г. № 130-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В результате внесенных изменений сотрудники ФСБ были наделены новыми полномочиями по осуществлению отдельных процессуальных действий, а именно личного досмотра лиц, досмотра находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и находящихся в них грузов. По смыслу нового регулирования такие действия могут осуществляться сотрудниками ФСБ в отношении лиц, подозреваемых в совершении административных правонарушений и преступлений. Тем не менее, указанные процессуальные действия не предусмотрены в УПК РФ, что ставит вопрос о нарушении конституционного принципа определенности законодательного регулирования и, как следствие, о нарушении принципов равенства, справедливости и верховенства закона.

Также в запросе были затронуты конституционные проблемы, связанные с:
• соотношением терминологии, использованной в п. «и» ч. 1 ст. 13 ФЗ о ФСБ, со смежным законодательством, в частности с ФЗ РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
• порядком реализации полномочий органов ФСБ при осуществлении соответствующих процессуальных действий, предусмотренных в норме, конституционность которой намеревались оспаривать.

Эти проблемы возникли из-за того, что новое регулирование не в полной мере отвечало принципу определенности и, как следствие, принципам равенства, справедливости и верховенства закона.

Планировалось, что запрос будет подписан и подан в КС РФ от имени 1/5 депутатов ГД РФ, однако проект не набрал необходимые 90 подписей и так и не был передан в КС РФ.

Документы по делу: