КС РФ РАЗРЕШИЛ ПРИВЛЕКАТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РАЗМЕРЕ НИЖЕ НИЗШЕГО ПРЕДЕЛА САНКЦИИ

25 февраля 2014 г. КС РФ в Постановлении № 4-П признал неконституционными положения КоАП РФ, устанавливающие минимальные штрафы в размере 100 тыс. руб. и выше, но при этом не допускающие возможность снижения таких штрафов ни при каких обстоятельствах.

 

Описание обстоятельств дела

Заявителями по делу выступили 7 частных компаний и одно бюджетное учреждение здравоохранения, в отношении которых были назначены административные наказания в минимальных размерах, предусмотренные разными статьями КоАП, а также Арбитражный суд Нижегородской области.

Основанием для рассмотрения дела стала возникшая неопределенность в вопросе о возможности снижения минимальных размеров административных штрафов, установленных отдельными статьями КоАП РФ в отношении юридических лиц, с учетом имущественного положения правонарушителей, степени их вины, последствий правонарушений и т.д.

К примеру, заявитель — ООО «Барышский мясокомбинат» — был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ (пользование недрами без лицензии на пользование недрами) в размере 800 тыс. руб. — минимально установленный данной нормой размер штрафа. При этом, сам мясокомбинат утверждал, что его годовая прибыль в 10 раз меньше назначенного штрафа, а также приводил иные доводы в обоснование необходимости смягчения ответственности.

В другом деле заявителю ОАО «Электронкомплекс» был назначен штраф в размере 500 тыс. руб. — минимальный штраф, предусмотренный ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ — по причине предоставления обществом информации о проведении внеочередного общего собрания акционеров за 6 дней до собрания, а не за 20, как этого требует Закон «Об акционерных обществах».

В этих и в иных делах заявителей административные органы и суды обосновывали недопустимость снижения минимального размера штрафа отсутствием, прежде всего, законодательно предусмотренной возможности снижения штрафа ниже низшего предела установленной административной санкции.

Так как все жалобы заявителей, а также запрос АС Нижегородской области, касались одного и того же предмета, Конституционный Суд объединил все дела в одно производство.

 

Мотивировка КС РФ

Разрешая вопрос о возможности снижения минимальных размеров административных штрафов, применяемых к юридическим лицам, КС РФ отметил, что в целом в законодательстве РФ тенденция усиления административной ответственности получает все большее распространение. Более строгие меры могут вводиться соразмерно реалиям того или иного этапа развития общества. Однако законодатель, увеличивая год от года минимальные размеры административных штрафов, никоим образом не касался вопросов дифференциации и индивидуализации наказаний.

КоАП РФ в настоящий момент предусматривает фактически единственную возможность избежать чрезмерности административного наказания — освободить нарушителя от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ). Однако использование критерия «малозначительность» не учитывает вид (состав) совершенного правонарушения, и применяется лишь к тем правонарушениям, которые не представляют, в принципе, существенной угрозы общественным отношениям, и компетентные органы в данном случае могут ограничиться устными замечаниями потерпевшему. Иные основания освобождения от административной ответственности имеют узкую предметную направленность и используются применительно к отдельным видам правонарушений.

В результате оценки всех представленных заявителями доводов КС РФ пришел к выводу о том, что невозможность обеспечения дифференциации и индивидуализации наказаний противоречит конституционным принципам равенства, пропорциональности и соразмерности мер ответственности.

Меры административной ответственности, как отметил КС РФ, должны исходить из ряда критериев, среди которых характер правонарушений, учет причин и условий совершения правонарушения, степень вины причинителя, его финансовое положение, а также постделиктное поведение правонарушителя, включая добровольное устранение негативных последствий административного правонарушения. Федеральный законодатель, в любом случае, должен обеспечить адекватность любого применяемого административного принуждения. Индивидуализация наказания, при установленном минимальном размере штрафа в 100 тыс. руб., без возможности снижения размера такого штрафа ниже низшего предела, становится затруднительной.

 

Итоговое решение КС РФ по делу

Решением КС РФ по настоящему делу стало признание неконституционными положений ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, ч. 2 и 5 ст. 15.23.1 и ст. 19.7.3 КоАП РФ, которые устанавливают применительно к юридическим лицам минимальные размеры штрафов в сумме 100 тыс. руб. и выше, и, во взаимосвязи с правилами применения административных наказаний, установленных в КоАП РФ, не допускают назначение такого штрафа ниже низшего предела.

КС РФ обязал законодателя внести в КоАП РФ соответствующие изменения, которые позволят при исчислении размера штрафа, налагаемого на юридических лиц, учитывать различные обстоятельства, и привлекать нарушителей к ответственности на основании принципов дифференциации, соразмерности и справедливости мер ответственности.

До внесения соответствующих изменений в КоАП РФ снизить минимальный предел штрафа за административное правонарушение возможно исключительно в судебном порядке.

Не исполненные или частично исполненные к моменту провозглашения Постановления КС РФ судебные акты, вынесенные на основании признанных неконституционными положений КоАП РФ могут быть пересмотрены в порядке предусмотренном процессуальным законодательством.

Наибольший положительной эффект данное постановление должно оказать на субъектов малого и среднего бизнеса, для которых высокие административные штрафы даже в минимальных их размерах зачастую становятся препятствием к дальнейшему осуществлению экономической деятельности, а в ряде случаев и вовсе приводят к их банкротству.

Таким образом, вместе с тенденцией ужесточения ответственности за административные правонарушения, которая сегодня имеет место в российском регулировании, можно также говорить и о тенденции сбалансированного, относительно адекватного и разумного применения мер такой ответственности на основе принципов равенства, пропорциональности и соразмерности санкций.

 

А. Белегова, младший юрист  «Муранов, Черняков и партнеры»